Мобильные технологии

Французский след на Балтике. Броненосец «Цесаревич» я типа «Бородино»

Самодержавная Россия неожиданно для многих «подружилась» с республиканской Францией. Новая союзница, дорожа дружбой с ограждавшим ее от германской экспансии северным колоссом, не жалела средств на укрепление финансовой и промышленной мощи России. В середине 1890-х гг. альянс переживал золотые времена: секретной военной конвенцией 1892 г. каждая сторона обязывалась прийти на помощь другой при нападении со стороны третьей. Займы и широкое привлечение частного капитала из-за границы (говоря современным языком — инвестиции) оживили промышленность России. Кораблестроители в конструкторской практике вместе с английским опытом все чаще обращались и к достижениям французского судостроения. Именно во Франции под влиянием усилившегося альянса вслед за крейсером «Адмирал Корнилов» (1886 г.) сделали в 1895 г. и второй большой заграничный заказ — крейсер «Светлана». По французским моделям на основе договора с инженером Канэ (Gustave Canet; 1846-1913 гг.) происходило и начатое в 1892 г. перевооружение флота патронными пушками калибром 152, 120, 75 мм. Их производство освоил Обуховский завод. Неудивительно, что после этого именно во Франции был заказан эскадренный броненосец «Цесаревич». Контракт был официально заключен 6 июля 1896 г.; в качестве прототипа по корпусу и механизмам был указан французский броненосец «Жорегиберри». Стоимость постройки составляла 30 280 тыс. франков (11 355 тыс. золотых рублей).

Водоизмещение нормальное проектное 13 100 т, длина 117,2 м, ширина 23,2 м, осадка 7,9 м. Силовая установка — две вертикальные паровые машины тройного расширения, 20 котлов Бельвиля, мощность 16 300 л. с; скорость проектная 18 уз., на испытаниях 18,34 уз.; дальность плавания 5 500 миль (10 уз.), нормальный запас угля 800 т, полный 1 370 т. Вооружение: четыре 305-мм, двенадцать 152-мм, двадцать 75-мм, двадцать 47-мм и два 37-мм орудий, десять пулеметов, четыре 457-мм ТА. К началу Первой мировой войны, кроме главного и среднего калибров, на корабле осталось восемь 75-мм и четыре 47-мм пушки, два пулемета и два подводных торпедных аппарата. Бронирование (крупповская броня): главный пояс 250-140 мм, верхний пояс 200-120 мм, палубы 50 и 40 мм, башни главного и среднего калибра 254 и 150 мм, барбеты башен 229 и 150 мм, рубка 254 мм. Экипаж 28 офицеров и 750 матросов.

Корпус броненосца был набран по поперечно-продольной системе. Весьма необычной для России была его форма с завалом бортов внутрь, из-за чего ширина верхней палубы была существенно меньше, чем максимальная ширина корабля. Такая сложная конструкция, значительно усложнявшая и удорожавшая строительство, имела ряд преимуществ: уменьшался верхний вес, что повышало остойчивость, средние башни получали возможность вести огонь вдоль диаметральной плоскости, а в шторм завалы играли роль успокоителей качки. Корпус имел три полных палубы — нижнюю броневую, возвышающуюся над ватерлинией на 0,3 м; верхнюю броневую (она же батарейная) и верхнюю небронированную, имевшую толщину 7 мм и покрытую 60-мм тиковым настилом. Кроме них, была неполная палуба полубака (она же навесная, или спардек), кончавшаяся перед кормовой башней 305-мм орудий. Высота надводного борта в носу достигала 7,8 м. На водонепроницаемые отсеки корпус делился одиннадцатью главными поперечными переборками, доходящими до верхней броневой (батарейной) палубы.

Главный броневой пояс простирался на всю длину корабля и состоял из плит крупповской стали. В средней части плиты имели толщину 250 мм, ниже ватерлинии плавно уменьшавшуюся до 170 мм. В оконечностях они имели толщину от 230/160 мм до 170/140 мм. Над ватерлинией пояс возвышался на 50 см, уходя под воду на 1,5 м. Над главным шел верхний броневой пояс, также защищавший всю длину корабля и имевший толщину от 200 мм в средней части до 170 мм в оконечностях. Высота верхнего пояса была переменной и составляла 1,67 м в центральной части и 2 м в корме. Броненосец имел две бронепалубы. Верхняя (она же главная, или батарейная) состояла из 50-мм бронеплит; она упиралась в верхнюю кромку верхнего броневого пояса. Нижняя бронепалуба (на уровне верхней кромки нижнего пояса) состояла из двух слоев брони по 20 мм. На протяжении центральных 88,8 м длины корабля ее концы плавно загибались вниз (радиус кривизны 2 м) и в 2 м от бортов образовывали броневую противоторпедную переборку. В зоне этой переборки нижняя бронепалуба соединялась с бортом 20-мм перемычкой. Башни главного калибра были защищены 254-мм бронеплитами, а крыша имела толщину 40 мм и укладывалась на двухслойную стальную прокладку из 10-мм листов. Барбеты башен главного калибра обшивались бронеплитами толщиной 229 мм. Башни среднего калибра защищались 150-мм броней, их крыши — 30 мм. Боевая рубка корабля высотой 1,52 м имела в плане полукруглую форму и защищалась 254-мм бронеплитами. Крыша склепывалась из трех 15-мм листов, пол — из двух таких же листов.

Главный калибр состоял из четырех 305-мм орудий с длиной ствола 40 калибров, установленных в двух цилиндрических башнях размерами в плане 7,6 х 6,05 м, установленных в носу и корме корабля. Башни стояли на броневых барбетах диаметром 5 м, внутри которых проходили механизмы подачи боеприпасов. Средний калибр включал двенадцать 152-мм пушек Канэ с длиной ствола 45 калибров в шести цилиндрических башнях размерами 4,8 х 3,85 м, размещенных побортно, причем прямо в нос и корму теоретически могли вести огонь по четыре башни. Противоминная артиллерия включала в себя по двадцать 75-мм пушек Канэ и 47-мм пушек Гочкиса. Восемь 75-мм орудий располагались на батарейной палубе в средней части корабля (по четыре на борт), еще два размещались также на батарейной палубе, но в кормовой части. Две пушки находились в носу на верхней палубе, оставшиеся четыре попарно были установлены на носовом и кормовом мостиках. По четыре 47-мм пушки Гочкиса было размещено на каждом из двух боевых марсов; помимо них, там находилось и по три пулемета.

Две главные паровые машины двойного действия тройного расширения имели суммарную мощность по контракту 16 700 л. с. Каждая машина имела четыре цилиндра — по одному высокого и среднего давления и по два низкого. Ход поршней составлял 1 070 мм, максимальная частота вращения валов, приводивших в движение винты,- 107 об/мин. Пар вырабатывали 20 котлов Бельвиля, оснащенных «экономизаторами».

«ЦЕСАРЕВИЧ». Заложен на верфи компании «Форже э Шантье де ля Медитерране» (Forges et Chantiers de la Mediterranee) в городе Ла-Сен-сюр-Мер поблизости от Тулона 8 мая 1898 г. Однако лишь февраля 1899 г. завод завершил разработку проекта, после чего счел возможным начать отсчет контрактного срока постройки броненосца. Спущен на воду 10 февраля 1901 г., но спуск не был торжественным — даже не подняли русский флаг, мотивируя это тем, что пока корабль принадлежит фирме-строителю. Введен в эксплуатацию 18 августа 1903 г., а 27 августа 1903 г. броненосец под флагом контр-адмирала Андрея Андреевича Вирениуса (1850-1919), погрузив 1 200 т угля, покинул Тулон и направился в Неаполь. Дальнейший путь «Цесаревич» должен был проделать совместно с броненосцем «Ослябя» и крейсером «Баян». Однако «Ослябя» сел на мель, поэтому было решено отправить на Дальний Восток только «Цесаревича» и «Баян». 19 ноября броненосец, отсалютовав 13 выстрелами флагу начальника эскадры и семью — крепости, бросил якорь на внешнем рейде главной базы флота Порт-Артура.

В ночь на 27 января 1904 г. «Цесаревич», как и другие корабли эскадры, стоявшие на внешнем рейде, находился в состоянии «полубоевой готовности». Первым заметил японские миноносцы вахтенный начальник «Цесаревича», немедленно объявивший тревогу. Комендоры 47-мм и 75-мм пушек открыли огонь, были зажжены прожекторы, но это не смогло сорвать японскую атаку — между кормовыми 305-мм и 152-мм башнями раздался взрыв торпеды. Пробоина длиной 6,1 м высотой 5,3 м имела площадь около 18 м2. Через 40 минут после попадания были подняты пары, корабль смог дать ход и направиться во внутреннюю гавань для ремонта. Всего при отражении минных атак, а также в утреннем бою с японскими главными силами броненосец израсходовал семнадцать 152-мм, тридцать три 75-мм и сто семь 47-мм снарядов. Поскольку поставить корабль в док из-за узких входных ворот было невозможно, ремонт пришлось проводить на плаву, соорудив для этого кессон. 20 мая последний лист наружной обшивки был установлен, оставалась лишь доделка переборок. Кессон сняли 24 мая. 10 июня эскадра под командованием контр-адмирала Вильгельма Карловича Витгефта (1847-1904), державшего флаг на «Цесаревиче», сделала попытку прорыва во Владивосток. Около 18 ч были замечены главные силы японцев, после чего русские вернулись в Порт-Артур. Вторую попытку прорыва эскадра предприняла 28 июля. Сначала шли на 8 уз., потом увеличили ход до 10 уз., а с появлением противника — до 13 уз. Первая фаза боя продолжалась с 12 ч до 14 ч 20 мин, начавшись на дистанции около 75 кабельтовых. С расстояния 45 каб. открыли огонь и шестидюймовки. «Цесаревич» как флагман был главной целью японцев, однако большинство их залпов ложилось с недолетом. В продолжение более чем двухчасового боя «Цесаревич» получил лишь несколько пробоин в надводной части. После того, как эскадры разошлись контркурсами, бой на некоторое время затих. Русская эскадра продолжала уходить на юго-восток, японцы шли следом и, имея превосходство в скорости, постепенно нагоняли. Бой начался около 16 ч 30 мин, в этой, второй, фазе боя «Цесаревич» получил большое число попаданий. Фатальными для всей русской эскадры стали два 305-мм снаряда, попавших с короткими промежутками времени около 18 часов. Первый из них почти разрушил основание фок-мачты, повредил мостик и убил сидевшего там в кресле контрадмирала Витгефта. Второй снаряд, попавший в рубку, ранил всех, находящихся в ней, и полностью нарушил управление. Неуправляемый броненосец прорезал колонну русских кораблей, едва не попав под таранный удар «Пересвета». Прочие броненосцы сначала стали двигаться за флагманом, но, поняв, что он неуправляем, потеряли строй. Быстро поняли это и японцы, и вскоре бой прекратился. «Цесаревич» за время боя, не считая отраженных от брони, выдержал до 15 разрывов японских 305-мм снарядов, а сам выпустил сто четыре 305-мм и пятьсот девять 152-мм снарядов. В итоге эскадра вернулась в Порт-Артур, отразив после захода солнца атаки миноносцев. «Цесаревич» не мог сразу последовать за остальными кораблями эскадры: рулевое управление не действовало, связь с машинами тоже была частично потеряна. Принявший командование старший офицер капитан 2-го ранга Дмитрий Петрович Шумов (1861-1906), посовещавшись с офицерами, принял решение прорываться во Владивосток. Корабль повернул на юг, надеясь затеряться в море. Ночью пришли в себя раненные в бою сначала командир корабля, а затем и начальник штаба эскадры контр-адмирал Николай Александрович Матусевич (1852-1912). Последний приказал сначала зайти для ремонта и пополнения запасов в германский порт Циндао, и 29 июля броненосец пришел в этот порт. Первоначально немецкие власти дали шесть дней на приведение его в порядок для выхода в море, однако 2 августа неожиданно потребовали немедленно интернироваться.

Комментарии запрещены.